Что такое специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда (СОУТ)– это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Необходимо ли проводить СОУТ?
В силу статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 4 и части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на каждого работодателя.
Для чего нужна процедура СОУТ?
1) Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
2) Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС;
На каких рабочих местах проводится СОУТ?
Специальной оценке условий труда подвергаются все рабочие места и вновь созданные рабочие места. Законом предусмотрено, что специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.
Какой срок действия имеют итоги СОУТ?
Спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
Какие сложности могут возникнуть у Вашей организации, если отказаться от проведения специальной оценки условий труда?
В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП РФ, в следующих размерах:
— для должностных лиц — от 1 000 руб. до 5 000 руб.
— для юридических лиц — от 30 000 руб. до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Порядок проведения специальной оценки.
1) Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда);
2) Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
3) Оформление результатов проведенной специальной оценки;
4) Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.
Зависимость дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР от результатов проведения специальной оценки условий труда.
В силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, имеющих право на досрочный выход на пенсию применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
— на 2014 год — 6%,
— на 2015 год и последующие годы — 9%.
Но для плательщиков, проведших специальную оценку условий труда, в зависимости от установленного по её результатам класса условий труда на рабочих местах взамен указанных выше «жестких» дополнительных тарифов применяются дифференцированные гораздо более мягкие и дающие возможность экономии дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный | 4 | 8 % |
Вредный | 3.4 | 7 % |
3.3 | 6 % | |
3.2 | 4 % | |
3.1 | 2 % | |
Допустимый | 2 | 0 % |
Оптимальный | 1 |