Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда (СОУТ)– это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Необходимо ли проводить СОУТ?

В силу статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 4 и части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на каждого работодателя.

Для чего нужна процедура СОУТ?

1)      Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);

2)      Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС;

На каких рабочих местах проводится СОУТ?

Специальной оценке условий труда подвергаются все рабочие места и вновь созданные рабочие места. Законом предусмотрено, что специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах  должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.

 

Какой срок действия имеют итоги СОУТ?

Спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Какие сложности могут возникнуть у Вашей организации, если отказаться от проведения специальной оценки условий труда?

В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП РФ, в следующих размерах:

— для должностных лиц — от 1 000 руб. до 5 000 руб.

— для юридических лиц — от 30 000 руб. до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

Порядок проведения специальной оценки.

1)      Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда);

2)      Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;

3)      Оформление результатов проведенной специальной оценки;

4)      Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.

Зависимость дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР от результатов проведения специальной оценки условий труда.

 

В силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013)  для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, имеющих право на досрочный выход на пенсию применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

— на 2014 год — 6%,

— на 2015 год и последующие годы — 9%.

Но для плательщиков, проведших специальную оценку условий труда, в зависимости от установленного по её результатам класса условий труда на рабочих местах взамен указанных выше «жестких» дополнительных тарифов применяются дифференцированные гораздо более мягкие и дающие возможность экономии дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

 

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8 %

Вредный

3.4

7 %

3.3

6 %

3.2

4 %

3.1

2 %

Допустимый

2

0 %

Оптимальный

1